Основные принципы поведенческой психотерапии

Поведенческая психотерапия относится к одним из молодых методов психотерапии. Как самостоятельный метод поведенческая психотерапия сложилась в середине прошлого века, начав фактически со своего момента возникновения бурно развиваться в нескольких разных направлениях.

Изначально поведенческая психотерапия опиралась на классическую поведенческую психологию (бихевиоризм) и заимствовала из нее положительное отношение к экспериментальному получению знания и пренебрежение к тем психическим процессам, которые не поддаются прямому, объективному наблюдению.

Основы поведенческой психотерапии

Поведенческое направление в психотерапии базируется на различных теориях научения и психологии поведения. Поэтому сам термин подразумевает разнообразие различных методик. Некоторые из них появились достаточно давно, некоторые развились недавно. В любом случае, поведенческая терапия изначально оценивала патологическое поведение как одну из форм поведения, следующую тем же законам, что и поведение здоровое. Из изначального предположения «поведение — результат научения», возникла теория о возможности терапевтического обучения, базирующегося на достижениях психологии. Патологическое поведение становилось главным объектом терапевтического воздействия. Устранив или скорректировав патологическое поведение, психотерапевт помогал пациенту избавиться от страданий, достигая поставленных целей терапии.

Метод поведенческой психотерапииИсходя из вышесказанного, поведенческой психотерапией называется любая форма обучения новым, более эффективным формам поведения, модификация или устранение приносящих страдания, патологических форм поведения, основанная на эмпирическом знании. Нет какой-либо одной, подробно расписанной формы поведенческой психотерапии. Речь идет о группе различных методов психокорректировки.

Из самого названия видно, что поведенческая психотерапия — вид психотерапии, в центре внимания которой — отличительные особенности поведения клиента, причиняющие страдания ему самому или близким ему людям. При значительной выраженности, поведенческие нарушения могут приобретать хронический характер течения, предполагая необходимость в квалифицированной психотерапевтической терапии.

Помощь, оказываемая клиенту, состоит в совместном анализе причины и характера поведенческих изъянов, приводящих страданиям, планировании и осуществлении терапевтических мероприятий, направленных на устранение патологических особенностей поведения или на выработку необходимых навыков поведения, утрата или отсутствие которых вызывает развитие патологических состояний. Особое внимание психотерапевт уделяет контролю достигнутых результатов и их дальнейшему закреплению.

В результате терапевтического общения и использования специальных методик, психотерапевт влияет на поведение (поведенческий подход в психотерапии), ход мыслей и установки клиента. Цель вмешательств — изменение количества положительных и отрицательных эмоций клиента. В результате психотерапии клиент получает большее удовлетворение от жизни, начинает контролировать и изменять неподходящие ему или близким стереотипы поведения. При наступлении момента, когда клиент больше не будет нуждаться в помощи психотерапевта, поведенческую терапию можно считать успешно законченной.

Тенденции эволюции поведенческой психотерапии заключаются в большем внимании к формированию и повышению социальной компетентности, такой практике, которую скорее можно назвать гуманитарной, нежели лечебной. Хотя здесь поведенческая психотерапия не оригинальна — таково в целом течение развития психотерапии как науки и лечебной практики. Вместе с этим существуют принципы, позволяющие выделить поведенческую психотерапию в самостоятельный вид психотерапии.

Принципы поведенческой психотерапии



1) Поведенческая психотерапия акцентирует внимание на изменения поведения.
Значительное отличие поведенческой психотерапии заключается в том, что под терапией понимается форма обучения новым способам поведения, отсутствие которых тем или иным образом ответственно за психологические проблемы человека. Такое обучение подразумевает устранение болезненных форм поведения или же их изменение. Способ же и тип обучения принципиального значения не имеет. Именно нацеленность на достижение поведенческих изменений путем многоэтапной работы относится наиболее значимой из отличительных черт психотерапии поведения.

2) Контроль достигаемых результатов в процессе проводимой терапии.
Другая особенность заключается в работе психотерапевта с четко определяемыми познавательными, эмоциональными и поведенческими явлениями, стремлении получить видимый результат. Еще до начала активного психотерапевтического вмешательства выделяются цели, достижение которых служит оценкой эффективности психотерапии.

3) Опора на эмпирические данные и существующие психологические теории.
Сама психотерапия основывается на эмпирических выводах о характеристиках регуляции поведения субъекта и контролируется с использованием этих данных. Поведенческая терапия использует методики, прошедшие тщательнейшую экспериментальную оценку и опирающиеся на точные теоретические концепции.

4) Множественность отдельных способов подхода к клиенту.
Поведенческая психотерапия базируется на большом количестве отдельных технологий, методов и приемов, ориентированных на корректировку патологического поведения. Трудно отследить внутреннюю целостность этих технологий, ведь для каждого отдельного случая разработаны специальные приемы. При осуществлении психотерапии, оценивая картину поведенческих нарушений, каждый раз психотерапевт заново выбирает из обилия методов наиболее приемлемые. Речь идет о разных техниках (техники поведенческой психотерапии), объединенных общей терапевтической направленностью и рассчитанных на разноплановое воздействие, а не об одном стандартном методе.

Поведенческая психотерапия с ребенкомСуществуют стандартные методы помочь в конкретной ситуации (различные виды зависимостей, фобий). Один из популярных методов психотерапии это когнитивно-поведенческая психотерапия. Она основана на представлениях, в соответствии с которыми чувства, ощущения, поведение человека определяется не обстановкой в которой он оказался, а его восприятием данной ситуации. Сами же подходы (поведенческий подход в психотерапии) могут существенно различаться в зависимости от того, что конкретно будет делать психотерапевт в определенной ситуации. Одно можно сказать уверенно: он всегда будет помнить о процессах обучения, корректировки поведения и использовать приемы, помогающие достичь поставленной цели.

Яндекс.Метрика