Мимическая гимнастика для лица
Без мимики мы практически не смогли бы судить об эмоциях наших собеседников. И, конечно же, не смогли бы правильно и точно доносить до окружающих свои собственные эмоции или скрывать, если это необходимо.
Вспомните, как трудно бывает подавить в себе обиду и не показать вида, что обиделся. Бывают ситуации, когда показывать свое истинное эмоциональное состояние нельзя. Известны случаи, когда актеры играли на сцене и даже по ходу театрального действия веселились, несмотря на то, что испытывали глубокое горе в связи с происшедшими незадолго до этого трагическими событиями.
Умение распознавать настроение собеседника — искусство, которому можно и нужно учиться. Чтобы сопереживать человеку, для начала необходимо понять, нуждается ли он в сочувствии. Чувство понимания эмоций окружающих называется эмпатией.
Проверьте себя, насколько правильно вы разбираетесь в душевном настрое собеседника. Для этого попросите кого-нибудь задумать и изобразить мимикой определенное настроение, а затем сверьте вашу оценку с задуманной исполнителем.
Предвижу ваше недоумение: «Какое все это имеет отношение к предотвращению неврозов и психосоматических заболеваний?». Самое прямое и непосредственное. Неспособность оценивать настроение других и передавать мимикой и жестами свое собственное, может явиться причиной конфликтных ситуаций, приводящих в свою очередь к неврозам.
Практический момент
Однажды пришлось наблюдать следующую сцену. Пассажир троллейбуса обратился к другому, только что вошедшему: «Нет ли у вас лишнего талона?». На что второй стиснутый с боков, ответил отрицательно. Неожиданной для окружающих явилась раздраженная реакция первого: «Что вы огрызаетесь? Вас культурно спросили, а вы даже нормально ответить не можете!»
Отыскать виновного в возникшем конфликте (a конфликт, несомненно, возник) трудно. Одни пассажиры, присутствовавшие при происшедшем, оказались на стороне «ответчика», другие защищали «истца». Разразилась бурная дискуссия. Впрочем, конфликтной ситуации могло и не возникнуть, если бы собеседники хотели понять друг друга. Можно винить пассажира, вошедшего позже, " то, что он не смог донести до собеседника смысла своей реплики. С другой стороны, и безбилетный пассажир мог бы повнимательнее отнестись к ситуации. Ведь тот, у кого он спрашивал талон, находился в неудобном положении — троллейбус был переполнен. Как говорится, конфликт возник на голом месте. «Сделали из мухи слона»,— сказали бы некоторые.
Умение правильно дополнять свою речь мимикой и жестами помогает и в психической саморегуляции. Можно утверждать, что человек, в совершенстве овладевший искусством мимики и жеста, более устойчив к стрессам.
Широкой популярностью в настоящее время пользуется мимическая гимнастика для лица, которая разработана актером Алексеем Васильевичем Бояршиновым и названа актерской гимнастикой гармонического совершенства (сокращенно—ЛГГС). Она является частью психотерапевтического метода, обозначенного психиатрами имаготерапией, т. е. игровой терапией. Сущность имаготерапии заключается в том, что человек активно воссоздает воображаемый им по заданию психотерапевта обрав, усваивает здоровые правильные отношения образа с действительностью.
Метод Бояршинова
Мимическая гимнастика для лица, предложенная А. В. Бояршиновым, позволяет каждому человеку улучшать свое настроение снимать усталость и, в конечном счете, достегать высокого творческого состояния. Овладение ею по силам не только актерам, но любому человеку, даже весьма далекому от театра.
Комплекс актерской гимнастики гармонического совершенства включает в себя несколько упражнение. Вот некоторые из них. Вызывая их, необходимо мысленно представить, как вы переживаете то или иное состояние, изобразить его мимикой и жестами.
Первое упражнение гимнастики — «имитация зевка». С давних времен педагоги-вокалисты используют зевок для постановки певческого голоса. А ученые установили, что зевота способствует вентиляции легких, улучшает работу сердца и кровообращение. Для начала настройтесь на это состояние, чтобы через некоторое время оно пришло к вам как бы само собой. Стоя или лежа, расслабьтесь, мысленно произносите низкий звук «у-у-у» (как при зевке), вообразив, что во рту образуется большая полость («купол»), дно которой вместе со звуком опускается все ниже и ниже. Одновременно появляется чувство успокоенности.
Чтобы выполнить следующее упражнение — «зевок», чуть-чуть наморщите нос и приподнимите брови, стараясь вызвать на лице выражение неодолимой зевоты и задержать его на несколько секунд. Через некоторое время вы почувствуете, что действительно начинаете зевать. Делайте это не стесняясь, в свое удовольствие, используя принцип «купола». Произнесите вслух низкий «у-у-у», постепенно «опуская» его все ниже и ниже, словно вначале он был у вас в горле, а в конце упражнения — где-то в районе солнечного сплетения.
«Добрая улыбка и смех». Наверное, никому не надо доказывать, что улыбка и смех благотворно влияют на здоровье. Итак, подняли вверх кончики губ, сделали веселые морщинки около глаз, чуть-чуть наморщили нос. Сохраняйте это выражение лица, вообразив, что оно освещается теплыми лучами света. Закройте глаза, мысленно засмейтесь, вспомнив очень радостный момент в своей жизни. Поднимите вверх руки, откройте рот — мысленно ликуйте как спортсмен, одержавший победу.
«Луч солнца». Это состояние — синтез всех предыдущих и одновременно высшая ступень в АГГС (по мнению ее создателя). Вспомните все предыдущие упражнения и постарайтесь слить их воедино. Наморщите нос, приподнимите брови, улыбнитесь, почувствуйте зевок и аппетит, вызовите смех и слезы. Мысленно произнесите высокий звук «и-и-и» где-то в области переносицы, вообразите, что лицо озарилось ярким лучом солнца. Вы ощущаете необыкновенный прилив сил и нежности, чувствуете спокойную уверенность в себе.
Мимическая гимнастика для детей
Многие родители задаются таким вопросом: какие существуют мимические упражнения для детей? Так вот, упражнения представленные в данной статье, прекрасно подойдут.
Овладение комплексом актерской гимнастики гармонического совершенства не должно стать единственной целью на пути к контролю за всей психической деятельностью.
Главное — правильно использовать накопленные знания и навыки в борьбе с отрицательными эмоциями и стрессами.