Гиперактивность у детей: признаки расстройства и методы борьбы с ним

Что такое гиперактивность у детей? Является ли это состояние патологическим, или дефицит внимания не более, чем один из вариантов нормы? На этот счет нет единого мнения — одни доктора скажут вам, что да, гиперактивность это патология, другие назовут ее индивидуальной особенностью взрослеющей личности. Попытаемся и мы разобраться в этом вопросе.

Для начала познакомимся с классическими представлениями о данном состоянии. Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это расстройство развития психики ребенка, которое носит неврологически-поведенческий характер. Если исходить из того, что это болезнь, то неплохо было бы знать, в чем причины гиперактивности у детей?

Причины гиперактивности у детей

Среди оных называют генетическую предрасположенность, нарушения развития нервной системы зародыша органического характера, родовую травму и неблагоприятные социальные условия. Как видим, две причины (нарушение внутриутробного развития и травма) позволяют нам с определенностью говорить о СДВГ как о патологическом состоянии, а вот наследственная предрасположенность и социальный фактор добавит уверенности сторонникам теории, что детская гиперактивность — это вариант нормы и не более того.

Признаки гиперактивности у детей

Сделаем следующий шаг вперед. Каковы признаки гиперактивности у детей? В первую очередь это высокая двигательная активность, импульсивность и неустойчивое настроение, постоянный дефицит внимания и повышенная возбудимость. Конечно, все эти признаки в той или иной степени встречаются буквально у каждого второго ребенка, если не у четырех из пяти. В каком случае можно говорить о том, что эти особенности характера являются симптомами СДВГ, иными словами, на чем основывается диагностика гиперактивности у детей?

В этом вопросе на помощь приходит школа или дошкольные учреждения. Дабы поставить диагноз нужно подтвердить подобное поведение ребенка в двух различных социальных группах, например, в семье и в детском учреждении, а потому данный диагноз сложно поставить в раннем возрасте, и особенно трудно выявить гиперактивность у детей до года. Ситуация проясняется, когда малыш идет в сад или школу. На какие моменты в поведении ребенка нужно обращать внимание?

Ребенок неспособен фиксировать внимание надолго на конкретном объекте, постоянно допускает мелкие ошибки в заданиях и прочих видах деятельности, «не слышит», когда к нему обращаются с просьбой, охотно и с энтузиазмом берется сразу за несколько занятий, но ни одно из них не доводит до логического завершения, а отличная успеваемость по одному предмету может сочетаться с плохими результатами по иным дисциплинам.

Гиперактивный ребенок слишком разговорчив и даже болтлив, а на вопросы часто отвечает еще до того, как дослушает их до конца. Нередко подобные признаки гиперактивности сопровождаются нарушениями сна — ребенок мало спит, с трудом засыпает, а сон его отличается поверхностностью и беспокойством даже в раннем возрасте, что, кстати, позволяет заподозрить гиперактивность у младенцев.

Не стоит недооценивать и проявления со стороны двигательной активности — ребенок не может долго усидеть на одном месте, постоянно вертится, совершает навязчивые движения конечностями, часто покидает свое место в классе без разрешения преподавателя и вообще пренебрегает правилами и нормами поведения. Фраза «шило в одном месте» как нельзя лучше характеризует поведение гиперактивного ребенка.

Опасен ли синдром гиперактивности у детей? Скорее да, чем нет, и потому есть основания все же относить его к патологическим состояниям, а не к вариантам нормы. Дети с подобными нарушениями психической деятельности склонны к асоциальным поступкам, среди них нередки проявления насилия над сверстниками, они часто попадают в конфликтные ситуации, и конфликты эти могут разгораться как в школе, так и в семье. Страдает и учебный процесс, наблюдается неуспеваемость по ряду предметов, а в дальнейшем это сказывается и на приобретении профессионального образования. Наконец, у подобных детей склонность к суициду выше, чем в остальной популяции.

Как показали исследования, СДВГ зачастую следует за детьми и во взрослую жизнь. Чаще им страдают мальчики, потому и во взрослой популяции сохраняется данная тенденция — мужчины более склонны к проявлению гиперактивности. Гиперактивность у взрослых проявляется неспособностью усваивать необходимые знания и приобретать профессиональные навыки, сказывается это и на повседневной жизни — такие люди не в состоянии организовать свою жизнь, как правило, страдают и гендерные отношения.



Посему при диагнозе гиперактивность у детей: лечение этого состояния должно стать вопросом номер один для всех социально активных родителей. Даже если мы будем рассматривать СДВГ как вариант нормы, ничего хорошего будущему члену общества он не сулит, и полноценным членом этого самого общества такому ребенку стать вряд ли удастся.

Как бороться с гиперактивностью?

Важно понимать, что борьба с этим состоянием требует консолидированных усилий многих людей — родителей, психологов, педагогов и психиатров. Такие дети с трудом переносят обучение в обычной школе, и, возможно, обучать их придется по индивидуальной программе.

Огромную роль играет поведенческая терапия и нейропсихологическая коррекция. Конкретную стратегию  разработает специалист, но в общем она сводится к выработке у ребенка привычки к дисциплине (мягко, ненасильственно), максимальное поощрение успехов и достижений и минимум критики за неизбежные неудачи.

Родители должны проявить максимум терпения и оградить ребенка от конфликтных и стрессовых ситуаций, в семье же возможные споры между родителями в присутствии чада нужно полностью прекратить.

Как лечить гиперактивность у детей, если вышеозначенные меры оказываются неэффективными? В этом случае психиатр может принять решение о необходимости фаркмакокоррекции и назначении психотропных лекарственных препаратов, но эта стратегия уже подверглась критике и на сегодняшний день от нее многие отказались. Вместо этих препаратов детям назначают средства, улучшающие кровообращение и трофику нервной ткани — ноотропы.

Советуем почитать: